Этика бизнеса и деловых отношений

Этика бизнеса и деловых отношений

Особым проявлением, профессиональной этики, выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса". Этой проблеме сейчас уделяется много внимания.

Экономическая этика — это совокупность норм поведения предпринимателя, требования предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это — адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это — этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретному страны. Деловой этикет — это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование — сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право,

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: — он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; — исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать, — верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, — признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества, — уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы, ценит образование. науку и технику, Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Цивилизованный рынок основывается на неписанных законах, правилах игры и на таких моральных категориях, как благородство, надежность, порядочность, солидарность. У многих фирм во многих странах есть такой принцип: "Прибыль превыше всего, но превыше прибыли — честь". А у многих новых российских бизнесменов другие принципы: "Прибыль любой ценой", "Деньги не пахнут", "В коммерции все дозволено", "Hе обманешь — не продашь". А что было раньше? Вошли в легенду деловые этические нормы российского купечества, когда миллионные сделки заключались лишь кивком головы, купеческое слово было дороже золота и гарантом этого слова была жизнь. Да и сегодня во всем мире рыночные связи основаны на доверии между партнерами, на их добропорядочности, повышенной требовательности к себе и другим, чувстве долга. Это составляет основу деловой этики предпринимателя, менеджера. Для предпринимателя данное слово — закон. В США и Японии многомиллионные сделки заключаются по телефону, и никто не сомневается в их надежности. Существуют определенные нравственные нормы, позволяющие находить эти компромиссы. Вот некоторые из них:

1) концепция "служения обществу", которой — благодаря внутрифирменной политике — привержены все работники компании от президента до наемного персонала. Служить клиентам, получая за это разумную плату, — вот краеугольный камень их мировоззрения." Благополучие производителя, — писал Генри Форд, — зависит в конечном счете. от пользы, которую он приносит народу".

2) как это ни парадоксально, неуважение к деньгам. Деньги являются для предпринимателя не целью, а лишь средством, которое используется для достижения поставленной цели. Деньги находятся в постоянном движении, в обороте. Дело, настоящее, захватывающее целиком, — вот главное богатство бизнесмена. Отсутствие культа денег делает предпринимателя раскрепощенным, дает возможность идти на разумный риск.

3) логически вытекающая из предыдущего постоянная неудовлетворенность достигнутым, не увядающее с годами чувство здорового честолюбия. Бизнес — это не только результат, но и процесс. Бизнесмену, как и писателю, всегда кажется, что главная книга у него впереди. Эта постоянная нацеленность на успех, стремление к решению все более сложных и масштабных задач — своеобразная "визитная карточка" западного бизнесмена.

4) искренность, добросовестность, открытость. Честность предпринимателя — непреложный атрибут стиля деловых взаимоотношений на Западе, ибо малейшее "пятнышко" на репутации бизнесмена может привести к серьезным финансовым потерям, а нередко и к банкротству. В условиях развитой конкуренции быть честным выгодно. Hа страже, честной конкуренции, стоит не только государство, но и многочисленные объединения предпринимателей по профессиям — союзы, гильдии, ассоциации, которые уполномочены регулировать деятельность своих членов в интересах потребителей для обеспечения справедливой, равноправной и этически здоровой деловой практики.

Кроме того, в подобных объединениях существует профессиональный кодекс чести, описывающий ряд поступков, которые признаются его членами, как неэтичные.

5) гордость за свой бизнес независимо от его области и масштабов. Любой бизнес, служащий удовлетворению потребностей покупателей и приносящий доход, престижен. В основе такого подхода лежат высокий профессионализм, уверенность в собственных возможностях.

6) такой принцип: успехи в бизнесе не должны достигаться за счет разрушения окружающей среды.

7) принцип "в распределении прибыли должны участвовать все те, кто участвовали в ее создании".

Существует так называемая "профессиональная этика", и в частности — "деловая этика".

Речь идет о нормах поведения предпринимателя, о требованиях, предъявляемых культурным обществом к его стилю работы, характеру общения с людьми, социальному облику.

Деловая этика — это адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об основных этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Деловая этика — это, прежде всего этика ведения переговоров с партнерами; этика ведения документации; использование этических методов конкуренции. Существует деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет — это определенные нормы, регламентирующие стиль работы, манеру общения между фирмами, внешний вид бизнесменов, последовательность и манеру ведения переговоров и так далее. Конкуренция должна быть "честной", жульничество недопустимо.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса". Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика — наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях "Этика", "Никомахова этика", "Политика". Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли на проблемами этики бизнеса. Возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что "делание денег" подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Так, Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждает, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообуславливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что моральная добродетель необходимое условие для успеха.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Г. Форда. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл. суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная "деловая теория", а "нечто большее" — теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время. Экономическая этика — это совокупность норм поведения предпринимателя, требования предъявляемые культурным обществом к его стилю работы , характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это — адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это — этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретному страны. Деловой этикет — это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование — сложный и длительный процесс. Условиями формирования ее являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право,

Основными постулатами этического кодекса предпринимателя являются следующие: — он убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом; — исходит из того, что люди, окружающие его хотят и умеют работать, — верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, — признает необходимость конкуренции , но понимает и необходимость сотрудничества, — уважает любую собственность, общественные движения, уважает профессионализм и компетентность, законы, ценит образование. науку и технику,

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Если вспомнить прошлые времена, и сегодняшние, отмечаются разительные перемены. Взять, например, обслуживание в сфере торговли. Если ранее существующий лозунг " Покупатель всегда прав" был только формальным, то сейчас все встало на свои места. В большинстве магазинов, но не во всех (некоторые магазины еще не перестроились, точнее люди) , тебя встречают с улыбкой, предлагая свою помощь в выборе товаров. Это говорит о том, что все таки экономическая этика в России стала развиваться, и притом бурными темпами. (http://azps.ru/articles/et/et7.html )+см в контакте докум.

Читайте также:  Идеи из старых рубашек

Перед каждым человеком стоит парадоксальная задача — стать самим собой. Как человек движется навстречу к себе? Классические тексты, относящиеся к разным эпохам к культурам, дают схожий ответ: путем поступка. Этика занимается вопреки широко распространенному мнению не ценностями и нормами, а поступками. Ценности, нормы и добродетели являются именно теми действующими на "заднем плане" инструментами управления, которые соотносятся с поступками. Если бы у нас не было необходимости совершать поступки, то они были бы бессмысленными. При всяком занятии этикой необходимо различать действия и поведение с одной стороны и поступок с другой, как это уже описал Аристотель в своей "Никомаховой этике". Критерием этого разграничения является степень сознания, при котором это действие выполняется. Для словесного выражения этого различия в повседневной жизни и прежде всего в этике используется понятие поступка. Например, если спросить человека, трогающего свои волосы рукой: "что ты делаешь?", то в первый момент он испугается и даже не сможет ответить, так как движение его рук было бессознательным. Несмотря на это он произвел "действие", но не "поступок". Почему? А в другом случае, когда тот же человек проводит расческой по волосам, чтобы объяснить парикмахеру, как он хочет подстричь волосы. В этом случае движения рук совершаются с определенной целью, а именно, с целью показать то, что трудно выразить словами. Здесь имеет место поступок. Поступок — это конечно тоже действие, но действие сознательное, во имя цели. Целенаправленность поступка — в определенном смысле называется преднамеренным (интенциональным) поступком. Только знание этого намерения позволяет нам, как правило, понять поступок. Так как цель по-гречески Telos, то соответственно этому стилю речи мы говорим о телеологической структуре каждого действия, или переведя с латинского: "omne agens agit propter finem", т.е. каждый поступок совершается с какой либо целью. Только действие, которое в состоянии ответить на вопрос "для чего?" является поступком. Чтобы оправдать поступок с моральной точки зрения и тем самым ответить на вопрос об ответственности за него важно исследовать понятия "добровольность" и "намеренность": являются ли добровольность и намеренность конгруэнтными понятиями. Например: случайно взмахнув рукой, я могу задеть вазу на подставке и разбить ее. Хотя движение руки было непроизвольным, однако оно явилось непосредственной причиной разрушения вазы. Того кто это сделал, можно оправдать каузально (хотя взмах руки был намеренным, но он не предполагал таких последствий), а не по финалу, так как здесь в смысле морали совершения поступка не было. Для моральной вины должна была иметь место связь между движением руки и разрушением вазы. Но здесь это не имело место. Все поступки, основанные на намерении добровольны, но не все добровольные действия имеют намерения. Примечание: "Добровольно" является более широким понятием, "намерение" более узким. Пример: "Играть на музыкальных инструментах — это хорошо или плохо?" На этом примере можно понять функцию обстоятельств поступка. Постановка вопроса как таковая отделена от каких-либо моральных притязаний и тем самым не требует ответа, а поэтому также бессмысленна. Моральное качество этого поступка можно оценить только тогда, когда затем может произойти то, что действительно произошло. Здесь необходимы дополнительные размышления. Следующая маленькая сценка характеризует типичные структурные признаки поступка. Соло на трубе В данном случае игра на музыкальных инструментах как "действие" представлена как шесть обстоятельств, определяющих это действие, так называемых Circumstantiae, необходимых для характеристики этого действия. Они формулируются в виде вопросов, так же как их уже сформулировал Аристотель в третьей книге "Никомаховой этики". Они представлены далее Цицероном в его "Риторике", предназначенной для западных школ, и каждый взрослый уже в начальной школе обучался ей на занятиях по письменной речи. Только с помощью этих вопросов действие обретает свою "реальность". В зависимости от того, какими идут ответы на эти вопросы об обстоятельствах действия, выносится положительная или отрицательная оценка. "Условия игры": Представим себе, что вы должны быть слушателем музыкальной пьесы "соло на трубе", которая предлагается вам в совершенно различных обстоятельствах. Вообразите вашу реакцию на появление определенного обстоятельства. При этом вы переходите строчка за строчкой с левой стороны на правую и наоборот. Смысл игры состоит в том, чтобы выяснить, как влияет вопрос "для чего?" на ваше эмоциональное состояние и как вы оцениваете это состояние. Усилится ли на левой стороне картинки ваш гнев или он ослабнет, если вы позвоните в дверь соседям и узнаете что соло на трубе в середине ночи исполняет молодой человек, потому что именно сейчас его семидесятипятилетняя бабушка празднует свой день рождения. В этот момент вы уже знаете благодаря ответу на вопрос "для чего?", что вообще происходит в соседней квартире, а именно, чествование бабушки в ее день рождения! (http://siteprovse.com/index/ehtika_postupka/0-239 )

Основные разделы философии

Вопрос № 31: Философия и её основные разделы: онтология, гносеология и аксиология.

Онтология (от греч. ón, род. падеж óntos — сущее и. логия), раздел философии, в котором рассматриваются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности. По своему существу О. выражает картину мира, которая соответствует определенному уровню познания реальности и фиксируется в системе философских категорий, характерных для данной эпохи, а также для той или иной философской традиции (материализма или идеализма и т.п.). В этом смысле каждая философская и вообще теоретическая система непременно опирается на определенные онтологические представления, составляющие её устойчивое содержательное основание и подвергающиеся изменениям по мере развития познания.

Термин "О." был впервые употреблен в философском лексиконе (1613) Р. Гоклениуса (Германия) как синонимметафизики.Получил широкое распространение в школе Х. Вольфа, у которого О. стала обозначать первую, основополагающую часть метафизики, занимающуюся определениями сущего как такового. До начала 19 в. О. развивалась умозрительно, опираясь на спекулятивные представления о скрытых сущностях вещей. Несостоятельность такого учения о бытии, подвергнутая критике в немецкой классической философии, была полностью преодолена марксизмом, который показал необходимую связь и единство О., гносеологии и логики и, следовательно, зависимость онтологических представлений от наличного уровня и форм познания.

В 20 в. возрастание уровня абстрактности научного познания выдвигает некоторые принципиальные онтологические проблемы: построение адекватной онтологической интерпретации абстрактных понятий современной науки (например, физики элементарных частиц, космологии) и создание теоретического фундамента для современных методологических подходов и направлений (например, онтологический базис системного подхода, кибернетики и т.д.). В современной марксистской литературе вопрос об О. является предметом дискуссии: если одни считают, что О. не имеет права на самостоятельное существование, то, по мнению других, в рамках диалектического материализма О. должна выступать в качестве его особого раздела.

Для ряда направлений современной буржуазной философии (в частности, для феноменологии,экзистенциализма, персонализма) характерны попытки возродить проблематику О. в новом, преимущественно субъективно-личностном ключе — как вопрос о слоях и уровнях бытия личности. Эта линия выражает мироощущение пессимистически настроенного индивида в условиях отчуждения.

Гносеология, греч., теория познания, основная часть философии, рассматривающая условия и пределы возможности достоверного знания. Теория познания, гносеология, эпистемология, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности. В отличие от психологии, физиологии высшей нервной деятельности и других наук, Т. п. как философская дисциплина анализирует не индивидуальные, функционирующие в психике механизмы, позволяющие тому или иному субъекту прийти к определённому познавательному результату, а всеобщие основания, дающие возможность рассматривать этот результат как знание, выражающее реальное, истинное положение вещей. Два основных направления в Т. п. —материализм и идеализм.

Ценностей теория, аксиология, философское учение о природе ценностей (см. Ценность), их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, социальными и культурными факторами и структурой личности.

Проблема ценностей в предельно широком значении неизбежно возникала в эпохи обесценивания культурной традиции и дискредитации идеологических устоев общества. Кризис афинской демократии заставил Сократа впервые поставить вопрос: "Что есть благо?". Это — основной вопрос общей Ц. т. В античной и средневековой философии ценностные (этико-эстетические и религиозные) характеристики включались в само понятие реальности, истинного бытия. Вся традиция идеалистического рационализма от Платона до Гегеля и Б. Кроче отличается нерасчленённостью онтологии и аксиологии, бытия и ценности. Аксиология как самостоятельная область философского исследования возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как объект разнообразных человеческих желаний и устремлений. Главная задача аксиологии — показать, как возможна ценность в общей структуре бытия и каково её отношение к "фактам" реальности. В подходе к аксиологической проблеме можно выделить следующие типы Ц. т.: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

К первому типу учений о ценности относятся взгляды А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи и К. И. Льюиса. Общим для них являются утверждения о том, что источник ценностей — в биопсихологически интерпретированных потребностях человека, а сами ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. Так, С. Александер рассматривал ценности как некие "третичные качества" (наряду с первичными и вторичными качествами). Значительную роль в аксиологическом психологизме играет понятие стандартизации ценностей на основе весьма неопределенно понимаемой "полезности", или "инструментальности". С др. стороны, интерпретация ценности как эмпирически констатируемого феномена означает, в сущности, сведение ценности к факту, т. е. смешение ценности с предметной реальностью.

Читайте также:  Способы вышивки на ткани

Для аксиологического трансцендентализма, развитого баденской школой неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), ценность — это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящееся не с эмпирическим, а с "чистым", трансцендентальным, или "нормальным", сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний; возникает проблема онтологическойприроды "нормативного сознания". Идеальное бытие должно опираться на реальность; но тут возможны два варианта: либо вернуться к субъективному эмпирическому сознанию, идеализирующей абстракцией от которого и выступает чистая нормативность, либо встать на позиции чистого спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий "логос". Это последнее решение избирает персоналистический онтологизм, наиболее видным представителем которого был М. Шелер. Реальность ценностного мира, согласно Шелеру, гарантирована "вневременной аксиологической серией в боге", несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Н. Гартман попытался освободить аксиологию от религиозных предпосылок, но это снова поставило его перед проблемой независимого существования сферы ценностей.

Для культурно-исторического релятивизма, у истоков которого стоял В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма, т. е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. По существу, это означало критику самой программы общей Ц. т. как абстрагирования от культурно-исторического контекста и произвольного увековечивания какой-либо одной "подлинной" системы ценностей. При этом для многих последователей Дильтея был характерен интуитивистский подход к истолкованию ценностного смысла культур (например, у О. Шпенглера, А. Тойнби, П. Сорокина и ДР.). М. Вебер в своей "понимающей социологии" воспринял у неокантианцев представление о ценности как норме, способом бытия которой является значимость для субъекта, и применил его к интерпретации социального действия и социального знания. В дальнейшем у Ф. Знанецкого и особенно в школе структурно-функционального анализа Т. Парсонса понятие ценности приобрело обобщённо методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов: социальная система любого масштаба предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей. При этом не учитываются общественные противоречия и преувеличивается роль ценностных механизмов в регуляции человеческой деятельности.

Исторический материализм рассматривает ценности в их социально-исторической, экономической и классовой обусловленности. Анализ ценностей широко используется марксистами при изучении истории культуры, науки, общественного сознания и личности.

Лит.: Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и современной буржуазной философии, Тб., 1960; Чухина Л. А., Феноменологическая аксиология М. Шелера, в сборнике: Проблема ценности в философии, М. — Л., 1966; Laird J., The idea of value, Camb., 1929; Kraus 0., Die Werttheorien. Geschichte und Kritik, Brünn, 1937; Becker Н., Through values to social interpretation, Durham, 1950; Les sciences humaines et ie problème des valeurs, La Haye, 1972; Rintelen F. J. von, Values in European thought, Pamplona, 1972; Sauer E., Axiologie, Gött. — Z., 1973. см. также лит. при ст. Ценность.

Особым проявлением профессиональной этики выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса"). Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика – наука древняя. Ее начало положено Аристотелем в произведениях "Этика", "Никомахова этика", "Политика". Аристотель не отделяет экономику от экономической этики. Он советовал своему сыну Никомаху заниматься только производством благ. Его принципы нашли развитие в идеях и концепциях католических и протестантских теологов, которые в течение длительного времени напряженно размышляли над проблемами этики бизнеса.

Возникновение капитализма в Европе в XVI веке было тесно связано с протестантской Реформацией. Можно сказать, что протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса. Если бы он следовал за средневековой католической идеологией, утверждавшей, что "делание денег" подлежит моральному осуждению, то не смог бы установить нравственных стандартов для достижения своих целей. Так, Фома Аквинский верил в то, что большинство форм торговли, осуществляемой с целью извлечения прибыли, являются обязательно аморальными. Отрицая эти установки, протестантизм сделал возможным формирование этики бизнеса в результате морального освящения стремления к прибыли. Он утверждает, что труд бизнесмена может быть одобрен Богом. Стремление к прибыли и стремление к Богу стали не только совместимыми, но и взаимообусловливающими. А вознаграждение финансовым успехом стало пониматься как знак расположения Бога. Светская версия протестантской этики бизнеса стала важной составной частью западной общественной культуры. В наше время хорошая этика означает хороший бизнес. Можно быть одновременно добродетельным и преуспевающим в бизнесе человеком, и что моральная добродетель необходимое условие для успеха.

Одной из первых этико-экономических концепций была концепция Г. Форда. Он считал, что счастье и благосостояние добываются только честной работой и что в этом заключается этический здравый смысл. Суть фордовской экономической этики заключена в мысли о том, что произведенный продукт не просто реализованная "деловая теория", а "нечто большее"- теория, цель которой создать из мира вещей источник радостей. Сила и машина, деньги и имущество полезны лишь постольку, поскольку они способствуют жизненной свободе. Этико-экономические установки Форда имеют практическое значение и в настоящее время.

Экономическая этика

Экономическая этика – это совокупность норм поведения предпринимателя, требования, предъявляемые культурным обществом к его стилю работы, характеру общения между участниками бизнеса, их социальному облику. Это- адаптированные к практическим нуждам бизнесмена сведения об этических понятиях, о моральных требованиях к стилю работы и облику делового человека. Это – этика ведения переговоров с партнерами, этика составления документации, использование этических методов конкуренции.

Экономическая этика включает в себя деловой этикет, который формируется под влиянием традиций и определенных сложившихся исторических условий конкретной страны. Деловой этикет – это нормы, регламентирующие стиль работ, манеру общения между фирмами, имидж бизнесмена и т.д. Этика предпринимательства не может возникнуть по субъективному желанию. Ее формирование – сложный и длительный процесс. Условиями ее формирования являются: политическая и экономическая свобода, сильная исполнительная власть, стабильность законодательства, пропаганда, право.

Основные моменты этического кодекса предпринимателя:

  • убежденность в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества в целом;
  • исходить из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать;
  • верить в бизнес, расценивать его как привлекательное творчество;
  • признавать необходимость конкуренции, но понимать и необходимость сотрудничества;
  • уважать любую собственность, общественные движения, профессионализм и компетентность, законы;
  • ценить образование, достижение науки и техники.

Эти основные принципы этики делового человека могут быть конкретизированы применительно к различным сферам его профессиональной деятельности.

Для России проблемы экономической этики приобретают большое значение. Это объясняется стремительным формированием рыночных отношений в нашей стране. Если вспомнить прошлые времена и сегодняшние, отмечаются разительные перемены. Взять, например, обслуживание в сфере торговли. Если ранее существующий лозунг "Покупатель всегда прав" был только формальным, то сейчас все встало на свои места. В большинстве магазинов, но не во всех (некоторые магазины еще не перестроились, точнее люди), тебя встречают с улыбкой, предлагая свою помощь в выборе товаров. Это говорит о том, что все-таки экономическая этика в России стала развиваться, и притом бурными темпами.

· 1.4. Этика государственного служащего

Управленческая деятельность государственных служащих, в силу специфики объективных социально-правовых характеристик их статуса, представляет собой сложную структуру отношений. Эти отношения включает в себя триединство взаимодействий:

· с государством по поводу исполнения государственными служащими делегированных им полномочий;

· с гражданами в во­просах защиты их прав и законных интересов и опосредования их отношений с государством;

· внутри самой социально-профессиональной группы государственных служащих в интересах согласования усилий для достижения целей государства, создания здорового, продуктивного морально-психологического климата на рабочем месте и условий для самореализации каждого из них.

Однако правовые нормы, регулирующие эти отношения, затрагивают лишь основные процедуры и операции деятельности государственного служащего. Вне пределов их регламентирующего действия остаются ситуации, коллизии, не поддающиеся правовой оценке ввиду или отсутствия соответствующих нормативно-правовых актов, или их устаревания. Чем выше квалификация и статус должностного лица, тем меньшей стандартизированностью отличается процесс решения даже ординарных, повторяющихся задач. Тем более неалгоритмичный характер приобретает его деятельность. И соответственно становится шире "поведенческий люфт" управленца, в пределах которого возникает возможность выбора варианта решения на основе личного усмотрения, субъективной интерпретации ситуаций и фактов. А это уже – поле действия моральных факторов. Здесь действуют не юридические санкции, а сила общественного мнения и внутренние саморегуляторы – долг, совесть, честь. Иными словами, этический момент пронизывает все стороны деятельности и поведения государственного служащего. Этим определяется актуальность и особая практическая значимость рассматриваемой проблемы.

Со времен Аристотеля понятием "этика" (от греч ethos — привычка, нрав, обыкновение) обозначается философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественной жизни.

Многообразие видов профессиональной деятельности, связанных с выполнением обусловленных им общественных функций, где объектом труда становится непосредственно человек, несущий ответственность за социальные последствия своей деятельности и перед другими людьми, обществом, потребовало выработки особых профессиональных этических кодексов, специфически преломляющих принятые в обществе моральные требования и вырабатывающих свои нормы поведения. Так возникают различные виды профессиональной этики.

Этика государственного служащего – один из достаточно молодых видов профессиональной этики, истоки которого относятся ко времени становления государственности и формирования так называемого "служилого" сословия, социально-правовой статус которого обусловлен особыми отношениями и обязательствами с государством и его гражданами.

Этика государственного служащего – это, прежде всего:

  • кодекс поведения, включающий этические принципы и нормы, в наиболее общей форме выражающие моральные требования к нравственной сущности государственного служащего, назначению его деятельности, к характеру его взаимоотношений с государством, доверенным лицом ко­торого он выступает; с обществом, обеспечивая взаимодействие государства и его граждан в защите их прав и законных интересов;
  • это система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения на государственной службе между руководителями и подчиненными, коллегами в процессе их совместной деятельности, направленной на создание нормального морально-психологического климата в трудовом коллективе и достижение целей, вытекающих из назначения дан­ной профессии.
Читайте также:  Как избавиться от мутной воды в аквариуме

Основываясь на господствующей в обществе морали, профессиональная этика государственного служащего, в силу специфики данного вида деятельности, вырабатывает свою систему этических принципов и норм. Рассмотрим важнейшие из них.

Все многообразие видов и содержания деятельности государственных служащих объединяет призвание обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.Принцип законности, верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциямивыступает сегодня важ­нейшим этическим принципом деятельности российского государственного служащего. Утверждение этого принципа и есть исходный момент, своеобразная социальная и духовная база управления персоналом 3акрепление принципа законности в правовом акте – Федеральном законе "О государственной гражданской службе Российской Федерации» лишь подчеркивает его значимость и приоритетность среди этических императивов государственной службы современной России.

В практике следования принципу законности часто возникает этическая проблема: как следует поступать должностному лицу, получившему незаконное, с его точки зрения, распоряжение. Поиски разрешения этой этической коллизии занимают чиновников не одно столетие и не только в России. В Указе Петра I от 24 января 1724 г. "Об исполнительной дисциплине служащих государственных учреждений" предлагалось следующее ее разрешение: "Все подчиненные должны в послушании быть у своих командиров во всем, что не противно указу. А ежели что противно, того отнюдь не делать под наказанием, яко преступнику указа, но должен командиру своему тайно объявить, что то противно указам. И ежели не послушает, то протестовать и доносить вышнему над тем командиром, кто приказывает. А ежели и в том також увидит противность, то генералу прокурору или, в небытность его, обер-прокурору. А ежели и в них усмотрит в том противность, то доносит Нам, но чтоб была самая истина. А ежели неправда, то наказан будет сам, яко бы он то сделал».

А какие сегодня предлагаются пути разрешения этой этической коллизии?

К.У.Льюис, автор работы "Этический вызов на государственной службе", считает, что для любого служащего, уполномоченного защищать правовую базу доверия граждан, неподчинение предпочтительнее незаконности. Дж. Рор называет такое решение "осуществлением гражданского повиновения в особо стрессовой ситуации", т.к., не подчиняясь незаконному распоряжению, он выполняет положение закона.

Данный этический, весьма распространенный, казус нашел отражение в Законе "Об основах государственной службы Российской Федерации" (ст. 14, п. 4), где государственному служащему в случае сомнения в правомерности полученного им распоряжения предписывается "в письменной форме незамедлительно сообщить об этом своему непосредственному руководителю, издавшему распоряжение, и вышестоящему руководителю. Если вышестоящий руководитель, а в его отсутствие руководитель, издавший распоряжение, в письменной форме подтвердит указанное распоряжение, государственный служащий обязан его исполнить, за исключением случаев, когда его исполнение является административно или уголовно наказуемым деянием. Ответственность за исполнение государственным служащим неправомерного распоряжения несет подтвердивший это распоряжение руководитель".

Практика, однако, показывает, что даже правовое закрепление данной этической нормы не сделало ее более действенной. Почему? Во-первых, в силу непрочности социально-правового статуса государственного служащего, его социальной незащищенности и зависимости от расположения к нему начальства. Во­-вторых, что не менее важно, из-за неустойчивости личностных ценностей, убежде­ний, мотивирующих законопослушное поведение чиновников, низкого уровня правовой культуры значительной их части, что подтверждается многочисленными фактами, обнаруженными в ходе социологических исследований среди работников государственного аппарата.

Из конституционных требований и положения Закона

"О государственной гражданской службе Российской Федерации", предусматривающего обязанность государственного служащего обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан, вытекает этический принципгуманизма, выраженный в требовании уважения к человеку, веры в него, признания суверенитета и достоинства личности. Конкретизируясь в этических нормах, этот принцип находит воплощение в требованиях вежливости, тактичности, скромности, точности, толерантности и др.

Осуществляя моральный выбор в процессе выработки, принятия и реализации решений в рамках "поведенческого люфта", государственный служащий обязан руководствоваться интересами государства и общества, согласовывая с ними свои личные интересы. Гармонию или консенсус этих интересов призван обеспечивать принципбеспристрастности и независимости.

Ввиду актуальности этого требования, данный принцип нашел правовое обеспечение в ряде ограничений, связанных с государственной службой, которые запрещают государственному служащему:

· заниматься другой оплачиваемой работой, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельности;

· быть депутатом законодательного органа любого уровня;

· заниматься предпринимательской деятельностью и состоять членом органа управления коммерческой организации; использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;

· получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего и принимать различного рода вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей и др.

На деле, однако, чиновники нередко пренебрегают этими запретами, преступая этический принцип беспристрастности и независимости.

Административная власть неразрывно связана с механизмами ответственности за возможные социальные последствия принимаемых решений, за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан.

Выполняя роль "сдержек для обузданности должностных лиц" (Г Р. Державин), принципответственности предполагает наличие у государственного служащего гражданской совести – обостренного чувства личной ответственности перед обществом и людьми, профессиональной честности и чести – внутреннего нравственного достоинства, проявляющегося в единстве слова и дела.

Во многих зарубежных странах нарушение этического принципа ответственности в сфере государственной службы влечет за собой серьезные санкции, вплоть до утраты правового статуса.

В Англии, например, парламентский контроль основан на доктрине "министерской ответственности". В соответствии с ней министр, принимая на себя ответственность за результаты деятельности министерства, обязан подать в отставку в случае обнаружения упущений в работе министерства или отдельных его работников. Классическим примером может служить добровольная отставка в 1954 г. министра сельского хозяйства Великобри­тании из-за ошибок служащих, допущенных в деле распоряжения сельскохозяйственными угодьями. Таких примеров в зарубежной практике государственной службы немало.

Одним из фундаментальных этических принципов государственной службы и важнейшим компонентом этической оценки деятельности государственных служащих является сформулированный еще древними римлянами принцип справедливости (justitia regnorum fundamentorum – справедливость есть основа государственной службы). Он реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, в действенной защите прав гражданина, в удовлетворении социальных ожиданий как важнейшем критерии оценки эффективности государственной службы.

Удовлетворение общественной потребности в справедливости – самое важное из моральных ожиданий общества не только в общем социальном плане, но и по отношению к каждому человеку в конкретной ситуации. Всякая несправедливость, допускаемая чиновником, наносит моральный ущерб авторитету власти в целом. Дело в том, что государственные служащие непосредственно причастны к государственным решениям, которые могут стать судьбоносными для значительной части населения страны. Чиновники обладают делегированными властными полномочиями в глазах общественности. Поэтому они начинают идентифицироваться с государством, а авторитет последнего ставится в зависимость и даже оказывается производным от конкретных действий его функционеров, которые прежде всего оцениваются по шкале "справедливо — несправедливо". О том, что принцип справедливости в реальной жизни часто игнорируется, свидетельствуют многочисленные замеры общественного мнения.

Принципы законности, гуманизма, беспристрастности, ответственности справедливости лежат в основе этической оценки деятельности органов государственной власти, характеризуя нравственное содержание деятельности государственной службы в целом как социально-правового института и каждого должностного лица в отдельности. Нарушение или подмена одного из принципов ведет к ослаблению других, а все вместе они служат показателем "состояния здоровья" государства. Поэтому названные принципы составляют основу этических кодексов государственной службы и государственного управления многих зарубежных стран.

Этические принципы дают общие ориентиры, направление, обеспечивая целостность и жизнеспособность государственной службы как системы и выражая ее высшие ценности. Этические нормы, конкретизируя их, предписывают определенный стиль поведения, содержат ограничения, рекомендации, запреты, являясь как бы гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга в достижении общих целей, избегать конфликтов на личной почве.

1.5. Трудовая этика и приверженность работников своей организации

В последнее время отмечается возрастание интереса к роли этики как в жизни общества, так и в бизнесе. О низком уровне этики и морали можно говорить не только в отношении матерых уголовников или мошенников, но и в отношении, казалось бы, явно положительных людей, ведущих образцовый образ жизни и в то же время скрывающих информацию об опасных для здоровья продуктах или фальсифицирующих финансовые отчеты.

Организация сталкивается с самыми разными проявлениями этических проблем: использование служебного телефона для междугородних переговоров по личным вопросам, растаскивание имущества органи­зации (канцтовары, гвозди, краска, детали – в зависимости от того, кто с чем работает), невыполнение обещаний руководителем, выпуск продукции заведомо низкого качества, оскорбление достоинства подчиненных, использование служебного транспорта в личных целях, использование подчиненных для решения личных проблем руководителей и др. С этими или похожими проблемами мы сталкиваемся практически каждый день, но редко задумываемся о том, что это этические проблемы. Однако, если руководство хочет добиться высоких результатов в работе компании, ему не удастся избежать решения та­ких вопросов, как создание в коллективе высокого морального духа, утверждения этических норм, согласующихся с целями и имиджем орга­низации. Только поняв, какой ущерб работе организации может на­носить игнорирование важнейших этических проблем, мы получаем стимул к тому, чтобы задуматься о путях их решения.

Но сначала следует разобраться с тем, что такое трудовая этика, каковы ее основные составляющие и на основании каких механизмов она оказывает влияние на организационное поведение.

Ссылка на основную публикацию
Эстонский орнамент и узоры
Рапла Общее количество нитей основы: 63 Снование: Кромка 2 нити зеленого цвета Узорная часть 2 нити белые, 1 нить синяя...
Шеллак с лентой
Каждый день преображаются и видоизменяются модные тенденции на такой востребованный вид бьюти-сервиса, как услуги маникюрного искусства. Ежедневно появляются новые, более...
Шеллак сочетание двух цветов
Технологии присутствуют на сегодняшний день во всех сферах жизни. Не исключением стал и нейл-арт, где мастера также внедряют определенные технологические...
Этика бизнеса и деловых отношений
Особым проявлением, профессиональной этики, выступает экономическая этика ("деловая этика", "этика бизнеса". Этой проблеме сейчас уделяется много внимания. Экономическая этика -...
Adblock detector