Читек татарская национальная обувь

Читек татарская национальная обувь

И́чиги — вид лёгкой обуви, имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником. Ичиги были широко распространены у татар и стали неизменным элементом татарского национального костюма.

Были также распространены у кавказских и среднеазиатских народов, а также терских и кубанских казаков. [ источник не указан 132 дня ]

Откуда пошли ичиги и читек?

Татары, как писало «Реальное время» ранее, нередко были законодателями моды для русских и евпропейцев. Одним из таких элементов культурного «экспорта» стали знаменитые кожаные сапожки. Даже слово «башмак» имеет тюркское происхождение. Наш колумнист, этнограф Дина Гатина-Шафикова, в своей новой колонке, подготовленной специально для нашей интернет-газеты, рассказывает о феномене татарской обуви (читык, ичиги и прочие).

Алтайские корни

С чего начинается рассказ о татарах? Прежде всего, с того, что история этого народа имеет глубокие корни. В повествовании о традиционной одежде обыватель сначала вспомнит о таких предметах костюмного комплекса, как тюбетей и калфак, так как сегодня они стали практически визитной карточкой республики. Однако есть часть гардероба татар, которая настолько стара, что известна, еще со средневековья, но при этом настолько современна, что ее носят и по сей день — это кожаная обувь, украшенная мозаичным узором, детали которого сшиты особым «казанским» швом.

К вопросу о древности. Доктор искусствоведения Г.Ф. Валеева-Сулейманова через генезис проводит параллели с горно-алтайскими традициями. В своей работе она приводит данные из Пазырыкского и Башадарского курганов, где были найдены узорные женские сапоги из «мягкой выделанной кожи красного цвета, с коротким голенищем с раструбом, целиком орнаментированные… Орнамент голенища из крупных, повторяющихся в различных вариациях, стилизованных лотосных мотивов, исполненных в технике аппликации».

Мозаика по коже казанских татар не находит аналогий ни в древнем, ни в современном искусстве тюркоязычных народов. По мнению автора, истоки узора можно обнаружить в украшении пазырыкской обуви. К примеру, голенища мужских сапог у горно-алтайцев обшивались мозаичным узором из войлока и меха. Следовательно, мозаика как технология применялась и горно-алтайскими мастерами. Исторически распространение мотивов восточноазиатского происхождения объясняется гунно-болгарским наследием. Еще арабский путешественник ал-Мукаддаси, описывая вывозимые товары из Волжской Булгарии, упомянул о козьих шкурах (сафьян) и юфти (кожа комбинированного дубления, обычно выделывалась из шкур годовалых бычков). Впоследствии высококачественная кожа, производимая в Бухаре, Турции и во всей Азии, стала именоваться «булгари».

Истоки узора можно обнаружить в украшении пазырыкской обуви. Фото washington.edu

От древнего Болгара до промышленной Казани

Начатые еще в 40-х годах прошлого века раскопки Болгарского городища выявили большое количество остатков обуви. Среди находок — подошвы, головки (носовая часть), задники, части голенищ и различные фигурные детали. Этнограф Д.К. Зеленин отмечал, что «в старые времена выделкой юфти славились волжские булгары, а после них — русские». При раскопках в Казанском кремле была также обнаружена кожевенно-сапожная мастерская ханского периода (XIII век), с образцами «археологической кожи». В XV — начале XVI веков казанские татары, являясь преемниками волжских булгар, продолжали и развивали технологию выделки кожи. Изделия мастеров составляли немаловажную долю экспорта Казанского ханства в торговле с Московским государством и азиатскими странами.

Описывая обувь XVI—XVII веков, повсеместно бытовавшую у русского населения, историк и общественный деятель XIX века Н.И. Костомаров подметил, что «это были сафьяновые чулки, они разделись на два вида: полные, достигавшие до колен, и полуполные… Ичетыги были всегда цветными… они расшивались всегда золотом… и унизывались жемчугом». При этом творения татарских кожевенников были распространены не только среди русских. Татарские купцы или «бухар юртичи» водили торговые караваны в крупные города Средней Азии, где кожаная обувь, привезенная ими, пользовалась большим спросом.

Когда точно появились мозаичный узор и знаменитый «казанский» или «татарский» шов в декорировании обуви, исследователи не могут точно ответить. Одно из предположений, что при изготовлении обуви оставалось большое количество обрезков кожи разной выделки (юфти и сафьяна), которые уже не пустишь целым куском, однако их было возможно соединить встык, стачав фрагменты швом, маскирующим и декорирующим место соединения деталей. Этнограф Н.И. Воробьев описывал изготовление сапог, что они «делаются из разноцветной кожи, вырезанной красивым растительным орнаментом и на месте сшивки вышиваются шелком или даже золотой ниткой». Самые ранние образцы обуви, украшенной кожаной мозаикой или узорной кожей, в которой детали соединены тем самым особым швом, датируются концом XVIII века.

В связи с тем, что подобный товар был популярен у покупателей, уже в XIX веке изготовление кожаной обуви перешло из традиционного в промышленное ремесло. В начале XIX века в Казани ичижным промыслом занимались 43 лавки, куда поставлялся товар от 34 фирм-производителей, а к 80-м годам производилось до трех миллионов пар обуви.

Читайте также:  Я худею актриса потолстела для роли

Уже в XIX веке изготовление кожаной обуви перешло из традиционного в промышленное ремесло

Набирая популярность

Касаемо самой кожаной обуви, изготавливавшейся в XIX — начале ХХ веков, этнограф С.В. Суслова выделяет следующие типы.

  • Сапоги с высоким голенищем на мягкой подошве «читек» — однотонные (обычно мужские) и «каюлы читек», украшенные мозаичным узором (как правило, женские);
  • Сапоги с высоким голенищем на твердой подошве «итек». Подметка и каблук подбивались деревянными и металлическими гвоздиками. Были исключительно узорными, каблук чаще всего был невысокий.

Как первый, так и второй тип сапог имели повсеместное распространение среди татар-мусульман.

  • Наподобие калош из толстой кожи, на твердой подошве — «кәвеш», «ката». Носили как самостоятельно, так и в комплекте с сапогами.
  • Туфли «башмак», отличительной особенностью которых было то, что головка и задник кроились отдельно и сходились лишь в середине борта, при этом один фрагмент налагался на другой.

Изготовление мозаичной/узорной обуви было сконцентрировано в Казани и в крупных селах Заказанья (Арск, Дубъяз, Большие и Малые Ковали, Мемдель, Клачи, Кырлай, Мульма, Ср. Аты, Атня, Субаш, Инся, Ср. Серда, Тимерче, Ямашурма), а также в отдельных деревнях Чистопольского, Тетюшского, Мамадышского, Спасского, Лаишевского уездов Казанской губернии. Локальные очаги производства обуви существовали в конце XVIII—начале ХХ веков в Оренбурге (Сеитов посад), Касимове, Тобольске, Томске и Бухаре. Под татарскую (кроме «казанского шва» дополнялась вышивкой золотыми и серебряными нитями по коже) производили обувь в Торжке (Тверская губерния), поставляя ее в Москву, Санкт-Петербург, в Европу (Англия, Франция и пр.). На Нижегородской, Ирбитской, Симбирской, Мензелинской и других ярмарках ичиги продавали в Сибирь, Закавказье, Центральную и Среднюю Азию.

Многие купцы занимались производством и торговлей кожаными изделиями, среди них — З.Ш. Хусаинов, А.-С. Губаев, М.-С. Дяминев, Х. Юсупов, братья Каримовы, З.З. Усманов. Одним из наиболее крупных производителей был казанский купец 2-й гильдии М. Галеев (Галиев). На его фабриках выпускали обувь и головные уборы, всего около 100 моделей, которые продавались по всей России и были удостоены различных медалей и знаков качества как лучшие товары.

Туфли «башмак» — головка и задник кроились отдельно, сходились лишь в середине борта, налагая один фрагмент на другой. К онец XIX — начало XX вв. НМ РТ, Казань

Из жизни в театр и обратно

На рубеже веков татарские сапожки полюбились и в театральном мире Российской империи. В своих работах на тему кожаной мозаики Л.И. Саттарова и Р.Р. Султанова привели ряд примеров. Так, мать поэта М. Волошина носила узорные татарские сапоги, и они до сих пор хранятся в Коктебеле (Крым), а актриса Вера Комиссаржевская в спектакле «Дикарка» по пьесе А.Н. Островского и Н.Я. Соловьева выходила в узорных ичигах на сцену Александринского театра (Санкт-Петербург). Благодаря русскому театру и живописи, в 20-х годах прошлого века татарская кожаная обувь вошла в моду в Европе и заиграла в новом свете в постановках «Русских сезонов» в Париже. Художники Л. Бакст, А. Головин, И. Билибин и А. Бенуа ввели в костюм персонажей татарские сапожки в таких операх, как «Князь Игорь», «Садко», «Царская невеста», а также в балете И. Стравинского «Жар-птица», где в эскизе к костюму Иван-царевича была импровизация на тему татарских ичиг. В результате подобных экспериментов художников в сознании парижан этот образ стал ассоциироваться с «орнаментацией русской Азии».

К 20-м годам прошлого века сложилась такая ситуация, что частный капитал начал уходить с рынка продаж, постепенно снижалось качество, и вся продукция, что вырабатывалась, уходила не на внутренний рынок, а за рубеж (в Германию, Францию, Бельгию, Италию, Англию). И, несмотря на объединение мастеров в промысловые кооперативы, эта отрасль утратила свое былое значение.

Понемногу возрождение промысла началось после Великой Отечественной войны. В 1960-е были созданы фабрики на основе сохранившихся артелей (в Арске, Дубъязах). В рамках производства национальной обуви начали работать и профессиональные художники-прикладники — С. Д. Кузьминых, С.Ю. Гарбузова, Н.Х. Кумысникова, Л.С. Чубукова, И.Х. Гайнутдинов, А.Н. Артемьева и многие другие.

Сегодня, выросло новое поколение мастеров, готовых заниматься этим сложным, но интересным ремеслом. Из кожи в традиционной татарской технике изготавливаются: украшения (браслеты, серьги, колье), сумки и рюкзаки, декоративные подушки, одежда и обувь. Как и раньше, кожаные изделия высокого качества являются ценным и дорогим подарком. И главный вывод, который можно сделать из истории, заключается в том, что появившаяся столетия назад мода на узорную казанскую кожу никуда не исчезла, она лишь временами затухала, а потом снова возрождалась.

Читайте также:  Киви во время диеты
Справка

Дина Гатина-Шафикова — научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ.

  • В 2010 году окончила исторический факультет, на кафедре археологии в Казанском (Приволжском) федеральном университете.
  • В 2014 году окончила аспирантуру в Институте истории им. Ш. Марджани АН РТ.
  • С 2010 по 2013 годы сотрудник Национального музея Республики Татарстан.
  • Исследовательские интересы: визуальная антропология, татарский костюм история волго-уральских татар.
  • Автор ряда научно-популярных и исследовательских публикаций. Колумнист «Реального времени».

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и стремление этого народа к совершенству

В национальном татарском костюме воплотилось все мастерство народного творчества и бесконечное стремление этого народа к совершенству. Татарский костюм рассказывает об индивидуальных чертах человека, его характере и эстетических вкусах. По одежде можно узнать возраст и социальное положение его обладателя. Народный костюм татар является самым ярким индикатором национальной принадлежности человека.

Татары – достаточно широкое понятие. Существует немалый спектр подгрупп татар. На татарский национальный костюм оказали влияние восточные традиции, ислам и сложившийся к концу XIX века национальный костюм поволжских татар.

Как и другие национальные костюмы, татарский комплекс национальной одежды прошел долгий путь исторического развития.

В национальном костюме татар гармонично сочетаются ткани насыщенных "восточных" цветов, головные уборы со сложным и богатым орнаментом, различные виды обуви, высокохудожественные ювелирные украшения, образуя, таким образом, неповторимую систему народного творчества.

Женская и мужская татарская национальная одежда

Основополагающие элементы одежды были общими для всех татар. Общим признаком татарского национального костюма была его трапециевидная форма. Татары носили длинные широкие туникообразные рубахи и распашную верхнюю одежду со сплошной приталенной спинкой.

Основу татарского костюма у мужчин и женщин составляли рубаха (кулмек) и штаны (ыштан).

Вплоть до середины XIX века общераспространенной у татар была древняя туникообразная рубаха, шилась она из прямого, перегнутого поперек полотнища, без плечевых швов, с ластовицами, вставными боковыми клиньями и разрезом по центру груди. У казанских татар преобладала рубаха с воротником-стойкой.

От других туникообразных рубах татарская рубаха отличалась своей длиной и шириной. Она была очень свободной, длиной до колен, с длинными широкими рукавами и никогда не подпоясывалась.

Женская рубаха отличалась от мужской только длиной – она доходила почти до щиколоток.

Состоятельные татарки могли позволить себе шить рубахи из дорогих покупных тканей – шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и парчи. Такие рубахи украшались воланами, разноцветными лентами, кружевом, тесьмой.

Неотъемлемой частью женской древней рубахи был нижний нагрудник (кукрекче, тешелдрек). Он надевался вниз под рубаху с глубоким вырезом, чтобы скрыть распахивающийся при движении вырез на груди.

Штаны (ыштан) представляют собой широко распространенную форму тюркской поясной одежды "штаны с широким шагом".

Мужские штаны шились обычно из полосатой ткани (пестряди), женщины носили однотонные. Нарядные праздничные или свадебные мужские штаны шились из домотканой ткани с мелкими яркими узорами.

Верхняя одежда татар была распашной. Шилась она из фабричной ткани (х/б, шерсть), сукна, холста, домотканой ткани и из меха. Верхняя одежда шилась с цельной приталенной спинкой, с клиньями по бокам и правосторонним запахом. К такой одежде можно отнести (безрукавный или с коротким рукавом) камзол, являвшийся разновидностью домашней одежды, казакин – вид демисезонной одежды, бишмет – зимняя верхняя одежда утепленная ватой или овечьей шерстью, чабулы чикмен – рабочая одежда из домотканого сукна, чабулы тун – меховая шуба, нередко крытая тканью. Для посещения мечети мужчины носили чапан.

Неотъемлемым атрибутом верхней одежды татар был пояс. Использовались пояса из домотканой материи, из фабричной ткани, реже – вязаные.

Женская верхняя одежда отличалась от мужской лишь декоративными деталями. При пошиве женской одежды использовали отделку мехом, вышивкой, позументом, декоративной строчкой.

Часто женщины носили поверх рубахи камзол. Камзол считался летней домашней или выходной одеждой, в зависимости от отделки. Камзолы шили длинными до колен или короткими до бедер, с рукавами и без, с высоким воротом или с глубоким вырезом на груди. Края подола, проймы рукавов, ворот камзола украшали позументом, полосками галуна, птичьими перьями и мехом. Затем в восточных районах камзол стали украшать монетками.

Читайте также:  Шипучка на руке

Татарские национальные головные уборы

Мужские головные уборы татар подразделялись на домашние (нижние) и выходные (верхние). Домашним головным убором была тюбетейка – небольшая, надеваемая на макушку шапочка. Поверх тюбетейки надевали различные матерчатые шапки, войлочные шляпы, меховые шапки (бурек), ритуальные головные уборы (чалма).

Тюбетейку простегивали и между строчками закладывали скрученный конский волос или шнур. При пошиве тюбетейки использовали всевозможные виды тканей и различные приемы орнаментации, благодаря чему создавались бесконечные вариации этого головного убора. Самые ярко вышитые тюбетейки предназначались для молодежи, взрослые мужчины и старики носили более скромные однотонные тюбетейки.

В женских головных уборах татар четко прослеживалась возрастная дифференциация.

Самым популярным девичьим головным убором был калфак.Его надевали на голову со специальной повязкой-украшением (ука-чачак), а конусообразный конец с кисточкой отбрасывался назад. У сельских девушек и кряшен калфак был вязанным из белых хлопчатобумажных ниток. "Городские" калфаки вязались в полоску из цветных шелковых нитей.

Головные уборы замужних женщин закрывали не только голову и волосы женщины, но и ее шею, плечи и спину. Головной убор татарки состоял из трех обязательных частей. Нижние основные уборы (волосники) использовались, чтобы собрать и закрыть волосы. Мусульманки заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, кряшенки же укладывали свои косы так же, как и русские женщины, вокруг головы и под чепец. Основные (средние) уборы – покрывала – больше характерны для пожилых женщин. Они были различными по форме: треугольные, квадратные, полотенцеобразные. Верхние головные уборы одевались поверх покрывал, прочно удерживая их на голове. Это были разные повязки, платки и шапки.

Национальная татарская обувь

Татары носили чулки. Они были шитыми из сукна или вязанными из шерстяных ниток. Самыми древними и широко распространенными чулками были суконные чулки (тула оек). Их шили из домотканого сукна белого цвета и носили с лыковой или кожаной обувью.

Верхней национальной татарской обувью были сапожки (читек), ичиги.

Высокие сапожки из мягкой кожи и на мягкой же подошве шили из сафьяна, юфти и хрома. Кожаную обувь носили зажиточные горожане и духовенство.

Черные ичиги носили все, только у женщин они были покороче и без отворотов. Праздничной татарской обувью для женщин были узорные екаюлы читек, выполненные в традиционной технике кожаной мозаики. Обувь выполненная в мозаичной технике является спецификой именно татарского народа.

При выходе из дома на ичиги надевали короткую кожаную обувь. Зимой носили полуваленки. Носили также кожаные сапоги на твердой подошве.

Повседневной татарской обувью были калоши. Выходной обувью считались туфли. Женские туфли были узорчатыми, нередко – с каблуком. Традиционными считались туфли с острым чуть приподнятым носком.

Рабочей обувью были лапти (чабата), так как они были более легкими и удобными при работе в поле.

Зимой носили валенки, короткие и высокие.

Национальные татарские украшения

Украшения носили как мужчины, так и женщины. Мужчины носили перстни, перстни-печатки, пряжки для поясов. Женские украшения были гораздо разнообразнее, в связи с мусульманской традицией судить о состоянии мужчины по богатству одежды и украшений его женщин.

Женским головным украшением был накосник. Они были очень разнообразны по форме, материалу, формам отделки и способам ношения.

Более древним видом украшений татарок были серьги. Их начинали носить рано – в трех-четырехлетнем возрасте и продолжали носить до самой старости. Серьги с подвесками представляют собой неотъемлемую часть национального костюма татар. Кроме собственных традиционных серег, татарки заимствовали украшения у русских, Кавказских народов, Средней Азии и Казахстана. Астраханские татарки носили кольцевые серьги, трехбусинные серьги, а в качестве лицевого украшения – носовые кольца.

Татарки носили также и шейно-грудные украшения, которые помимо своей декоративной функции, были сугубо практичным элементом одежды. Такие нагрудники скрепляли между собой части одежды, а также прикрывали традиционно глубокий вырез на груди.

Другим необычным татарским украшением была перевязь. Это украшение наподобие ленты на матерчатой основе носилось через плечо. У мусульманок такая перевязь была обычно снабжена специальными кармашками, куда они прятали тексты из Корана. У других регионов, не столь приверженных к исламским канонам, охранную функцию выполняли раковины-каури. Несмотря на единственную функцию этого украшения — охранную, они, как и другие украшения были чрезвычайно разнообразны по форме и отделке.

Ссылка на основную публикацию
Черная сумка с красным подкладом
В наличии Код: 123010 Условия оплаты и доставки График работы Адрес и контакты 👜Черная сумка Prada Double Cuir Прада Saffiano...
Чем лучше чистить окна
Качественные пластиковые окна тем и хороши, что мыть их – одно удовольствие! Особенно это понимают те, кто раньше имел дело...
Чем лечить сахарный диабет в домашних условиях
Сахарный диабет (вне зависимости от типа) – это стойкое нарушение эндокринной системы организма, при котором не происходит достаточной выработки инсулина....
Черная трикотажная юбка карандаш с чем носить
Женский гардероб — сосредоточие дорогих сердцу каждой модницы вещей, среди которых почетное место занимает юбка-карандаш. Это вечная классика, беспроигрышный вариант...
Adblock detector